Wmrest.ru

Все для XenForo / Ахременко политический анализ и прогнозирование скачать бесплатно

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

    Геннадий Казановский 1 лет назад Просмотров:

1 ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО Институт истории и государственного управления Кафедра политологии и политического управления ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Часть I Краткий курс лекций Тирасполь, 2014

2 УДК 32.01(075.8) (075.8) ББК ФО6я73 Составитель А.А. Кивачук, преп. каф. политологии и политического управления Рецензенты: М. Бучучану-Врабие, канд. социол. наук, доц. ст. науч. сотр. Национального института экономических исследований РМ Н.В. Мясникова, канд. полит. наук, доц. каф. ПиПУ ИИиГУ, ПГУ им. Т.Г. Шевченко П 50 Политический анализ и прогнозирование. Краткий курс лекций. Часть I / Сост. А.А. Кивачук. Тирасполь, с. Краткий курс лекций по политическому анализу и прогнозированию (в 2-х частях) предназначен для самостоятельной работы студентов IV-V курсов заочного отделения специальности "Политология" Института истории и государственного управления. Он содержит материал, не вошедший в основной курс лекций, вопросы и задания для самоконтроля знаний студентов, а также список основной и дополнительной литературы, которые окажут помощь при подготовке к зачетам по дисциплине. Пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования РФ и учебными планами ПГУ им. Т.Г. Шевченко. УДК 32.01(075.8) (075.8) ББК ФО6я73 Рекомендовано Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко 2 Кивачук А.А. Составление, 2014

3 СОДЕРЖАНИЕ ОТ СОСТАВИТЕЛЯ. 4 Лекция 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО. 6 Лекция 2. ЭТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Лекция 3. ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Лекция 4. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Лекция 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ Лекция 6. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ Лекция 7. ВОЗМОЖНОСТИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА В ПРИКЛАДНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ

4 ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Дисциплина "Политический анализ и прогнозирование" относится к базовой части профессионального цикла и предназначена для подготовки студентов по специальности "Политология". При заочной форме обучения дисциплина изучается на четвертом курсе в седьмом и восьмом семестрах, по итогам обучения студенты сдают зачет. Общий курс, разработанный и введенный в 2006 году, был обновлен и дополнен в 2010 и в 2013 годах, при этом он включает 24 темы, раскрывающие содержание дисциплины. При заочной форме обучения для лекционных занятий по политическому анализу и прогнозированию со студентами выделяется 20 часов, таким образом, вместе с преподавателем могут быть раскрыты только 10 учебных тем. Данный краткий курс лекций призван помочь студентам-заочникам самостоятельно освоить материал оставшихся 14 лекционных занятий. Содержание каждой лекции разделено на логические части отдельные вопросы, облегчающие процесс освоения учебной дисциплины. Завершают разбор темы ряд вопросов и заданий, а также список базовой и дополнительной литературы, помогающие студентам обогатить свои знания и самостоятельно проверить уровень подготовки освоения материала. Преподавание курса "Политический анализ и прогнозирование" опирается на систему знаний, умений и навыков, сформировавшуюся у студентов ранее, на предшествующих курсах, и в тоже время, ориентирует студентов на самостоятельную работу по изучению учебной дисциплины. Изучение "Политического анализа и прогнозирования" возможно на базе предыдущего освоения и во взаимосвязи со следующими знаниями: - сущность философских, исторических, политологических и культурологических категорий, их взаимосвязи; - основы иностранного языка, правоведения, экономики, логики, психологии и области их применения в политических процессах; - концепции современного естествознания, фундаментальные разделы математики и информатики; - теоретические основы политологических дисциплин, историю и основные модели современных политических практик, сущность политических процессов. Для освоения данной учебной дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие общие умения и компетенции: - уметь осуществлять социальное взаимодействие на основе принятых в обществе моральных и правовых норм; - понимать и анализировать мировоззренческие, социально-значимые, философские и личностные проблемы участников политического процесса; - иметь навыки работы с источниками, Интернет-ресурсами и рекомендуемой научноисследовательской, энциклопедической и учебной литературой; - четко формулировать и излагать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий; - уметь использовать современные информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач. Изучение дисциплины "Политический анализ и прогнозирование" необходимо для дальнейшего успешного овладения такими предметами как: "Мировая политика и международные отношения", "Политическая конфликтология", "Сравнительная политология". Основными целями освоения курса являются: - раскрытие студентам сущности научного анализа и прогнозирования политики, как на теоретическом, так и прикладном уровнях; - приобретение ими навыков ориентирования в эволюции современных политических процессов различного масштаба и сложности; - предоставление магистрантам современных знаний о возможностях, перспективах и ограничениях анализа и прогнозирования политических процессов, а также дать им понима- 4

5 ние особенностей деятельности политических консультантов и аналитиков, включая этические проблемы и принципы. Задачи дисциплины определяются содержанием и спецификой ее предмета: - практическим применением методологических принципов и концептуальных моделей в прикладном анализе и прогнозе политики; - освоением общих методов и типовых методик политической аналитики, диагностики и прогностики, моделирования и проектирования; - приобретением опыта подготовки рабочей программы и проведения полевого исследования; - получением базовых навыков использования экспертных инструментов и процедур при оценке конкретных проблемно-политических ситуаций. В результате освоения дисциплины студент должен знать: - сущность понятий "политический анализ" и "политическое прогнозирование"; - сферы применения политического анализа и прогнозирования, в том числе в системе государственного / муниципального управления; - методологические подходы и базовые принципы осуществления прикладного политического анализа и прогноза; - основные фазы цикла прикладного исследования и основные компоненты выработки рабочей программы; - основные виды количественных и качественных методов, используемых в политическом анализе и прогнозировании; - специфику политического консультирования, его содержание и функции. Студент должен уметь: - применять общие процедуры при подготовке рабочей методики проведения аналитического исследования; - применять оценочные критерии для диагностики, моделирования и прогнозирования проблемных ситуаций реальной политики; - применять алгоритмы написания практических рекомендаций, аналитических записок, отчетов и прогнозов. Студент должен владеть: - опытом диагностики, анализа и прогнозирования проблемно-политической ситуации и положения в ней потенциального клиента-заказчика; - навыками способов взаимодействия с потенциальным клиентом-заказчиком и согласования базовых параметров прикладного аналитического (прогностического) исследования политических и управленческих процессов; -основами мультимедийной презентации и сдачи аналитических и прогностических материалов. 5

6 Лекция 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1. Историческое становление политического анализа 2. Особенности западных школ политического анализа 3. Политический анализ в России Историческое становление политического анализа Прикладной политический анализ уходит корнями в те исторические времена, когда люди начали сознательно культивировать знания о политике и в интересах политики. В этом отношении политический анализ стар как сама человеческая цивилизация. У. Дан довольно широко формулировал цель политического анализа в историческом плане "обеспечение лиц, принимающих политические решения, информацией, используемой в поиске решений практически значимых проблем". Датировать исторический момент, когда политически значимое знание было произведено впервые, не представляется возможным. Уже во II тыс. до н.э. в древних государствах Египта, Индии и Месопотамии, растущие потребности управления городскими поселениями и новыми формами организации общества вызвали к жизни образованную социальную страту, специализировавшуюся на производстве политического знания и отвечавшую за прогнозирование последствий политических решений, например, в области планирования военных действий. В классических древних источниках, принадлежащих перу Платона, Аристотеля, Каудильо, философские изыскания сочетались с практической вовлеченностью в процесс выработки государственной политики. Тем не менее, это были творения отдельных мыслителей, но не целых классов профессионально подготовленных специалистов, осуществляющих систематическое и глубокое влияние на политический процесс. Эволюция этого класса начинается с эпохи Европейского средневековья. Вот как это описывает М. Вебер: "Управление государственными финансами, военное дело и судопроизводство три основные сферы, в которых профессиональное экспертное знание одержало первую победу над княжеским самовластием". Однако лишь с началом эпохи Просвещения, к концу XVIII века, в Европе этот процесс обретает характер относительно самостоятельного вида деятельности, руководствующегося собственными процедурами и сравнительно изолированного от предрассудков и мистицизма. В XIX веке формируется новое поколение производителей политически значимого знания, делающего ставку на систематический сбор и анализ эмпирических данных. Статистические общества Лондона и Манчестера, образованные в 1830-е годы объединенными усилиями ученых, банкиров и промышленников, стремились заменить традиционные способы мышления систематическим изучением данных, характеризующих процессы урбанизации и индустриализации, и их противоречивые последствия. Аналогичные инициативы имели место во Франции, Германии, Голландии и т.д. Таким образом, развитие новых методов исследования общественных наук (демографии, социологии, политологии, науки государственного управления) происходит в ответ на вызовы проблем понимания и контроля усложнившихся социальных систем, движимое желанием доминирующих социальных групп использовать продукты научного анализа в целях политического и административного контроля. Качественный скачок в XX веке обусловлен процессом профессионализации и институционализации данного вида деятельности. Ярким примером является период "нового курса" президента США Рузвельта, при котором был инициирован Национальный Совет, ставший своеобразным генеральным штабом по сбору и анализу информации, укомплектованный выходцами из академической среды. Осуществляя мониторинг государственных программ и формирование рекомендаций, основанных на углубленном научном исследовании, обсуждение альтернативных вариантов, анализ публичной политики. Понимание того, как 6

7 сделать лучше и обучение этому заложили основы первых американских школ публичной политики и политического анализа. В дальнейшем оформление науки было стимулировано глубоким кризисом (вызванным двумя мировыми войнами для Европы и Великой депрессией для США), необоснованностью политических решений лидеров держав мира. Оформившееся в послевоенные десятилетия влиятельное "движение политико-управленческих наук" (policy movement) стремилось возродить и продолжить традиции, заложенные М. Вебером, К. Мангеймом, Дж. Дьюи, выпустив в 1951 году сборник "Политико-управленческие науки: современные тенденции в предмете и методе" под редакцией Д. Лернера и Г. Лассвела. Важным фактором становления этой отрасли в х годах послужил спрос на выработанные политическим анализом знания применительно к решению проблем общества: расовая дискриминация, бедность, гонка вооружений, загрязнение окружающей среды. В е годы процесс оформления науки вошел в решающую фазу: появилась развитая инфраструктурная сеть, вышли в свет специализированные периодические печатные издания, должность политического аналитика прочно вошла в кадровую структуру государственных, общественных и корпоративных организаций. Политико-управленческие дисциплины превращаются в динамично развивающуюся индустрию знаний. Особенности западных школ политического анализа После первых успехов в области военно-политического планирования американская школа политического анализа проделала эволюцию в сторону направления, ставящего в центр внимания малые проблемы и множественные предпочтения. Американский аналитик децентрализатор, американский политический анализ локален, он фиксирует не всю проблему в ее целостности. А лишь те ее части, над которыми клиент способен осуществить контроль. Важной предпосылкой формирования такого типа политического анализа является стремление к конкуренции в экспертном знании и консультировании. Альтернатив должно быть несколько, они должны исходить из разных источников и иметь шанс быть услышанными. В отсутствие приверженности к конкуренции на основе независимого, неправительственного, внепартийного мышления, Европа не располагала сопоставимыми с американскими, центрами и школами публичной политики. Европейский политический анализ локализован в политических партиях и группах интересов, поэтому европейцы предпочитают жертвовать эффективностью в угоду легитимности. Среди европейских школ политического анализа особым стилем в подходе к научной работе отличается немецкая школа, сохранившая свои традиции и не последовавшая примеру большинства в слепом копировании американского примера. Основные факторы, предопределившие различия американской и континентальноевропейской школ политического анализа, следует искать в социокультурных и политических традициях. Во многом именно различная степень терпимости к независимой рекомендации, предопределила зарождение мощной школы политического анализа в США, а не в Европе, где традиционно одними из основных характеристик бюрократии считались монополия на экспертизу и гарантия занятости. Движение политанализа разрушило эту монополию и ослабило гарантию занятости: одна часть аналитиков (аутсайдеры) критикует то, что делает другая часть (инсайдеры), каждые четыре года многие из них меняются местами/ролями, при этом обе стороны уверены, что преодоление этой конкурентной игры способствует лучшей политике. Политический анализ в России В современной России прикладная политология представляется как самая быстро развивающаяся дисциплина по сравнению с другими направлениями политической науки. Одними из первых осуществили академическую постановку ряда методологических проблем А. Стронин в труде "Политика и наука" (1872), Б. Чичерин в своей книге "Курс государствен- 7

8 ной науки" (1898) и П. Сорокин в работе "Система социологии" (1920), современно разделяя политическое знание на теоретическую науку и практическое искусство. В советский период политические исследования проводились в рамках марксистских парадигм "научного коммунизма", "диалектического и исторического материализма". Исследования прикладного характера концентрировались в специфических отраслях "стратегии и тактики КПСС", соответствующие курсы читались в партийных, комсомольских и профсоюзных школах. Тем самым разработки в области анализа внутренней и внешней политики оказалась перенесены в сферу обеспечения деятельности партийно-государственных институтов (ЦК ПСС, ЦК ВЛКСМ, КГБ, МИД СССР). Как следствие, значительная часть аналитического материала носила гриф "секретно" или "для служебного пользования". Подавляющее большинство разработок в области прикладного политанализа относилось к внешней политике и международным отношениям. Реальному становлению политической науки препятствовала сама практика тоталитарного режима. С началом перестройки развитие прикладной политологии вышло на новый уровень. Целый ряд ученых-специалистов обратились к анализу внутриполитической ситуации с использованием методик, разработанных за рубежом. В начале 1990-х годов в России было создано немало политологических центров, обеспечивающих информационно-аналитическую поддержку различных государственных и общественных структур. Важная проблема, непосредственно касающаяся политаналитиков в России это становление профессионального сообщества, предполагающее, во-первых, наличие определенных стандартов исследования и доказательства в науке, и во-вторых, соблюдение этического кодекса. В целом, "миссия" прикладной политологии состоит в том, чтобы "окультурить" российскую политику, сформировав цивилизованные нормы политического дискурса и поведения. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какую роль играют специализированные издания, профессиональные ассоциации, фонды, независимые службы и иные атрибуты профессионального сообщества в развитии профессии и научной дисциплины? 2. В чем причина медленного процесса формирования политико-аналитического сообщества в России? 3. Существуют ли различия в формах и способах осуществления профессионального политического анализа в условиях различных политических систем: демократических, авторитарных, тоталитарных? 4. Что общего и что особенного в условиях формирования профессионального политического анализа в США, в Европе и в России? 5. При каких обстоятельствах можно ожидать устойчивого роста спроса на аналитические услуги политических консультантов, и в каких областях деятельности? Основная литература Амелин В.Н. Дегтярев А.А. Опыт развития прикладной политологии в России // Политическая наука в России: Интеллектуальный поиск и реальность / Отв. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. М. Вып С Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. М.: Аспект Пресс, с. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, с. Туронок С.Г. Политический анализ: курс лекций: Учебное пособие. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, с. Дополнительная литература Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.: Учебное пособие. М.: Высш. школа экономики, с. 8

9 Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления развития // Полис С Лобанов В.В. Анализ государственной политики. Учебное пособие / М.: ГУУ, с. Нельсон Б.Дж. Социальная политика и управление: общие проблемы // Политическая наука: новые направления / Пер. с англ.: М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой / Науч. ред. Е. Б. Шестопал. М.: Вече.

10 10 Лекция 2. ЭТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1. Роль и статус политического аналитика 2. Ценностные конфликты в профессиональной деятельности политического аналитика Роль и статус политического аналитика Современный политический анализ как информационно-аналитическое консультирование является все еще молодой дисциплиной и профессией. В большинстве развитых стран мира на высшем уровне государственной власти, в структуре администрации президента или при правительстве можно обнаружить не большую, но влиятельную группу аналитиков и консультантов. Их рекомендации касаются политических, экономических и социальных последствий принимаемых публичных решений. Политические аналитики работают и в законодательной ветви власти, где в роли клиентов выступают отдельные депутаты, комитеты, комиссии, фракции и парламент в целом. Местные и муниципальные органы власти редко содержат в своем аппарате профессиональных аналитиков эти функции выполняются по совместительству, что снижает уровень эффективности анализа. Организации, не располагающие собственным подготовленным персоналом, могут обратиться к консультативным фирмам, предлагающим аналитические услуги. Многие политаналитики работают в коммерческих компаниях и отраслевых ассоциациях, национальных профсоюзах и государственных корпорациях, имеющих интерес в определенных сферах законодательства и политического регулирования. Статусно-ролевые позиции, которые может занимать политаналитик, предопределяются характером клиента с одной стороны и личным профессиональным опытом (с каким типом клиентуры предпочитает иметь дело) с другой стороны. Характер взаимоотношений также зависит от позиции, которую клиент занимает в политическом процессе. Под ролью принято понимать совокупное поведение, обоснованно ожидаемое окружающими от данного субъекта. "Помощник" является наиболее доверенным лицом клиента, посвященным в его служебные, финансовые и даже личные дела. От него ожидают полной лояльности, конфиденциальности и эмоционально окрашенной приверженности интересам клиента. Взаимоотношения обычно носят многолетний характер. Принимая форму "карьеры одного клиента". Доверительный характер отношений предполагает, что помощник разделяет успех и неудачи клиента, его личные интересы и даже форму досуга. В этическом плане это может поставить аналитика перед непростым выбором. Помощник может привлекать при необходимости внешних экспертов в роли советников, но ответственность за результаты экспертизы он берет на себя. "Советник" узкий специалистом в определенной области интересов клиента. Это фигура, отмеченная формальными знаками своего профессионализма: ученое звание, научная степень, авторитет в научном сообществе. Работа не клиента не является для него основной, т.к. советник предпочитает оставлять за собой престижную публичную должность. Доверительные отношения исключены, они подчеркнуто формализованные, сохраняя дистанцию и не выходя за рамки контракта. Клиентом ожидается нейтральный совет общего характера в интересующей сфере, без постановки в известность о планируемых действиях и связанными с этим конкретными обстоятельствами. Советник не несет ответственности за действия клиента, вытекающие из данных им рекомендаций. "Консультант" сочетает ряд признаков помощника и советника. С одной стороны, он может нести личную ответственность за успех предлагаемых им решений, и в силу этого, достаточно полно информирован. Он ведет проект на всех стадиях, отчитываясь перед клиентом за использование ресурсов. С другой стороны, отношения эти носят разовый, эпизодический характер, оставаясь дистанцированными. Роль консультанта позволяет сохранять аналитику самостоятельность и инициативность. Эта роль наиболее приемлема для большин-

11 ства аналитиков, поэтому для адекватной материальной компенсации от консультанта требуется повышенная активность, поиск клиента и умение подать себя. Под статусом принято понимать совокупное отношение, обоснованно ожидаемое данным субъектом со стороны окружающих. "Технократ" считает свои аналитические умения и навыки главным критерием собственной профессиональной легитимности. Он предпочитает общепризнанные методы и инструменты анализа, применяемые в зрелых научных дисциплинах. Клиент для технократа необходимость, позволяющая работать над проблемами. Аналитик-технократ выдает предельно точные результаты анализа, при этом он должен обезопасить себя со стороны клиента, избегая излишней ассоциативности с его интересами, поэтому коллективные клиенты более предпочтительны. "Адвокат клиента" придает первичное значение своей ответственности перед клиентом. Такой аналитик черпает свою легитимность из позиции своего клиента, занимающего определенную престижную должность. В ответ клиент рассчитывает на лояльность и конфиденциальность со стороны аналитика: он, как адвокат, должен, не навредив, последовательно защищать интересы клиента. Собственные ценностные предпочтения уходят при этом на второй план, поэтому, если они не совпадают, то повышается вероятность внутреннего конфликта у аналитика. "Адвокат идеи" убежден, что его профессиональная деятельность должна быть инструментом в реализации ценностных представлений о благе. Он фиксирует внимание на социальных ценностях политических решений, принижая аналитическую объективность и ответственность перед клиентом. Он рассматривает себя проводником тех или иных групповых интересов, поэтому выбирает клиентов, способных продвинуть и отстоять проблему и решение, важные для него самого. Адвокат идеи признает лишь прописанные в контракте обязанности и пытается извлечь пользу из аналитической неоднозначности. А. Мелтснер, обобщив достоинства всех приведенных выше статусно-ролевых позиций, сформулировал синтетический образ "антрепренера", приписав ему следующие качества: a) обладает высокими техническими и аналитическими навыками; b) занимает ясные нравственные и гражданские позиции; c) отдает отчет, в какой мере его личные предпочтения оказывают влияние на процесс анализа; d) заслуживает доверия и конфиденциальности со стороны клиента, однако сохраняет дистанцию; e) обладает волей и способностью мобилизации информационных, политических и финансовых ресурсов. Политическое антрепренерство, как заметил К. Дайвер, это self-promotion, властная политическая активность, сопровождающаяся риском, и напоминающая кросс по пересеченной местности. Ценностные конфликты в профессиональной деятельности политического аналитика Источники конфликтных ситуаций в деятельности аналитика-консультанта разнообразны и противоречивы. М. Мюнгер выделяет пять специализированных источников и форм такого рода конфликтов: a) конфликт между лояльностью по отношению к клиенту и приверженностью собственным принципам; b) конфликт по поводу ограничений, заданных клиентом в отношении матрицы критериев или альтернатив; c) конфликт между потребностью в аналитической точности и необходимостью выполнить работу в срок; d) конфликт по поводу корпоративных ограничений профессионального сообщества; 11

12 e) конфликт по поводу ресурсных ограничений. Наиболее серьезные этические конфликты обычно сталкивают ответственность перед клиентом с другими профессиональными ценностями. Ряд факторов осложняет этический выбор: сохранение доступа к политическому процессу, перспективы изменения статуса при смене заказчика, профессиональная репутация, личные отношения с клиентом, взаимодоверие. Каковы могут быть возможные действия в ситуации ценностного конфликта? Вслед за А. Хиршманом принято выделять три основных альтернативы: протест, выход и нелояльность. Протест представляет собой попытку повлиять на ценностные приоритеты индивидуального или коллективного субъекта принятия решения, действую изнутри, т.е. оставаясь в рамках установившихся взаимоотношений. Выход предполагает разрыв установившихся взаимоотношений. Нелояльность действия (как изнутри, так и извне), подрывающие политическую позицию либо политические предпочтения клиента. Аналитик-консультант в ситуации ценностного конфликта может предпринимать действия, сочетающие перечисленные действия в различных комбинациях. Если характер и последствия проекта настолько негативны, что участие аналитика в его реализации морально неприемлемо, он может начать с высказывания несогласия, неформального обсуждения своих соображений с коллегами и руководством. Одновременно можно высказывать свое несогласие на служебных заседаниях, подать служебную записку с предложением поручить спорное задания другому исполнителю. При этом, оставаясь полностью лояльным своей структуре, аналитик может понести определенные издержки: утрату расположения руководства и влияния на обсуждаемую проблему, утрату времени и усилий, необходимых для формулирования и высказывания своего несогласия. Выход за рамки организационной структуры может быть сопряжен с более серьезными издержками: проблема трудоустройства, снижение репутации и профессиональных навыков. Сочетание протеста с угрозой выхода в форме ультиматума часто этически более оправдано, чем простая отставка. При этом следует быть готовым к более высоким издержкам личной враждебности со стороны руководства. Отказ от принципа лояльности может принимать форму утечки или разоблачения с отставкой. Утечка представляет собой распространение конфиденциальной информации с целью подрыва политической позиции клиента либо принятого им политического решения. Нелояльность без протеста или выхода представляет вариант саботажа, который предполагает сознательное проектирование такого механизма реализации политического решения, который заведомо обречен на неуспех. П. Френч предлагает следующие четыре условия перехода на позиции нелояльности: a) должны быть использованы все возможные способы протеста в рамках организационной структуры; b) должна присутствовать убежденность в нарушении процедурных, юридических, политических или этических норм; c) должна быть уверенность в том, что это нарушение будет иметь непосредственные негативные последствия для общества; d) надо быть готовым подкрепить свои обвинения недвусмысленными доказательствами. Только соблюдение всех четырех условий дает достаточные основания для уверенности в этически безупречном характере действий консультанта, выбирающего ту или иную форму нелояльности по отношению к своему клиенту. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Чем профессиональный этический кодекс политаналитика может отличаться от аналогичных кодексов смежных профессий: государственного служащего, журналиста, академического ученого? 2. Какова должна быть мотивация аналитика-консультанта? 12

13 3. Какие ценности наиболее значимы для человека, работающего в структуре выработки и принятия политических решений? Назовите не меньше четырех ценностей и расположите их в порядке значимости. 4. Какие навыки наиболее важны для профессионального аналитика? Назовите не меньше четырех навыков и расположите в порядке значимости. 5. Приведите примеры конфликтных ситуаций, в которых наиболее адекватной формой поведения является: протест, выход и нелояльность. Существует ли логическая взаимосвязь между предпочтением той или иной формой поведения и статусно-ролевой позицией аналитика? 6. Приведите примеры ситуаций, в которых вы считает оправданным переход аналитика на позиции нелояльности по отношению к клиенту. Основная литература Балуев Д.С.Введение в политический анализ. Н. Новгород, С Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, с. Туронок С.Г. Политический анализ: курс лекций: Учебное пособие. М. с. Шарков Ф.И. Политический консалтинг. М.: "Дашков и К", с. Дополнительная литература Баталов Э.Я. Топология политических отношений //Политические исследования С Дрор И. Политический аналитик: Новая профессия на службе у государства // Классики теории государственного управления: Американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. М. Матвеев Р.Ф. Аналитическая политология. Саратов: Изд-во Саратовского университета, с. Мельцнер А. Семь смертных грехов политических аналитиков // Классики теории государственного управления: Американская школа / Под ред. Дж. Шафритца, А. Хайда. М.

14 14 Лекция 3. ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1. Этапы аналитического процесса 2. Информационное обеспечение аналитического процесса Этапы аналитического процесса Политический анализ представляет собой процесс определенную последовательность этапов, каждый из которых призван решить конкретную аналитическую задачу. Следует признать, что не существует единого общепризнанного алгоритма аналитического процесса: практики, исследователи и преподаватели предлагают различные схемы, идентифицируя компоненты в виде серии шагов от определения проблемы до мониторинга результатов осуществления её решений. Так, Д. Веймер и А. Вайнинг предлагают наиболее полную версию алгоритма анализа. I. Анализ проблемы: 1. Формулирование проблемы; 2. концептуализация проблемы; 3. операционализация проблемы; 4. моделирование проблемы; 5. определение целей, задач и ограничений проблемы; II. Анализ решения: 6. определение альтернативных решений; 7. прогнозирование последствий и оценка альтернатив; 8. выбор решения; 9. анализ проходимости решения; 10. анализ имплементации решения. Если на первом этапе главным становится сбор информации как процесс идентификации и организации сбора значимых данных, фактов и свидетельств, то для второго этапа приоритетным становится коммуникация. Здесь она понимается как этика взаимоотношений с клиентом и успешное донесение ему выработанных рекомендаций. На практике значительная доля усилий приходится на первые шаги определение, объяснение и моделирование проблемы, в этом солидарны все авторы, поскольку эти задачи имеют ключевое значение и во многом предопределяют выбор целей и методов их достижения. Каждый из возможных алгоритмов аналитического процесса несет не только дескриптивную (описывающую) и прескриптивную (предписывающую) нагрузку, но также дисциплинарную и организационную нагрузку. Типичной ошибкой начинающего аналитика является попытка твердо придерживаться предложенной схемы и ни в коем случае не приступать к следующему этапу, прежде чем не будет доведен до совершенства предыдущий. Это прямой путь в ловушку "аналитикпаралитик", когда человек не способен найти разумный компромисс между двумя равно значимыми группами ограничений: временным и ресурсным. Предложенная схема как раз и призвана напоминать аналитику о том, какой значительный круг задач ему предстоит решить в относительно сжатые сроки. Прагматичным шагом для профилактики подобной ловушки можно считать создание предварительных набросков по каждому шагу работы, причем сделать это как можно раньше. В таком наброске можно определить проблемы, имеющиеся в данных информации и аргументации, наметить приоритетные направления и способы их поиска. По ходу исследования первоначальный набросок следует периодически обновлять, шлифуя его до того момента, когда придется сдавать работу клиенту. Ещё одна особенность этапизации аналитического процесса заключается в том, что всякий реальный политический анализ в обязательном порядке должен содержать все указанные компоненты. Возможно, от аналитика может потребоваться выполнение лишь нескольких последовательных шагов. К примеру, на практике в работе с высшими органами государственной власти целостный аналитический процесс может быть расчленен на серию

15 проектов, когда каждый шаг оформляется самостоятельным контрактом и выполняется одновременно разными коллективами, что свидетельствует о грамотной финансовой стратегии. Информационное обеспечение аналитического процесса Уникальность политической проблемы это действительно редкость, всегда можно найти некоторую теорию или данные, которые могут пригодиться в тех или иных фрагментах политического анализа. В ряде случаев будут использованы данные, собранные в совершенно иных целях, в других случаях, для решения задачи вам будут предоставлены права, время и ресурсы для проведения исследования и прямого сбора непосредственно значимой информации. Сбор данных для политического анализа может быть подразделен на две широкие категории: 1) исследование документов; 2) полевое исследование. Исследование документов предполагает выделение литературы, значимой для политанализа. Она тем доступнее и полезнее, чем в большей мере исследуемая проблема носит универсальный, а не частный характер; общенациональный, а не локальный масштаб; стратегическую, а не тактическую направленность; актуальное, а не второстепенное значение; высокую разработанность, а не новизну. Основные категории документов, заслуживающие внимания при поиске значимой информации: 1. публикации, в том числе библиографические, в специализированных журналах, монографии и диссертации; 2. публикации и доклады групп интересов, консалтинговых фирм и мозговых центров; 3. правительственные публикации и документы; 4. популярная пресса. Типовая точка отсчета для поиска литературы предметная область рассматриваемой проблемы. Подбор литературы может быть ориентирован и дисциплинарно. Солидные издания, имеющие солидный редакционный совет, отличаются соответствием их содержания основным требованиям в отношении компетентности и добросовестности. Кроме того, они обычно содержат обширные ссылки: один источник может привести к ряду полезных других источников. Консалтинговые фирмы проводят главным образом узко фокусированные политические исследования, и такие материалы могут содержать альтернативы, включение которых в анализ полезно для повышения качества итогов процедуры. К тому же знакомство с этими материалами позволит подготовиться к возможной политической оппозиции, дабы безоружным не столкнуться с ней после предварительного этапа подготовки. Правительственные публикации (национальные, региональные, локальные) как источник документальных данных это и собрание законодательства, и акты палат парламента, и постановления, распоряжения правительства, и решения конституционного суда, и указы президента. К ним относят бюллетени нормативных актов органов исполнительной и судебной власти, Вестники самых разных уровней власти, от комитета парламента до мэрии. Популярная пресса может быть особенно ценным источником информации, когда речь идет о новых политических проблемах. Хотя газеты и журналы редко печатают аналитические материалы, однако они цитируют точку зрения авторитетных экспертов, заинтересованных лиц, документы, свидетельства и другие источники потенциальной значимости. В прессе информация появляется оперативно, задолго до того, как окажется на страницах специализированных изданий, а характеристика остроактуальности социально-политической проблемы является краеугольной в политическом анализе. Люди как источник информации полезны, когда трудно получить необходимые данные, оценить их надежность, валидность и репрезентативность иначе, как через общение с ними. Д. Веймер и А. Вайнинг дают следующие общие рекомендации по организации и проведению интервью. I. Какую информацию можно получить посредством интервью: 15

16 a) предысторию и контекст, описание вопроса; b) базовые факты от предоставленной ими информации; c) политические установки и ресурсы основных акторов; d) прогнозирование на будущее, экстраполяция текущих событий; e) координаты других потенциальных респондентов. II. Что является критерием эффективность результатов интервью: a) разумность и связность, внутренняя последовательность, конкретность и детальность ответов; b) личное ознакомление респондента с упоминаемыми фактами; c) соотнесение данной информации с известными фактами; d) мотивация, позиция и установки респондента; e) соображения, по которым он может скрывать информацию; f) самокритичность респондента. III. Как эффективно "разговорить" респондента: a) Инициатива в ведении интервью, энергия должна исходить от аналитика; b) аналитику не следует изображать сверх заинтересованность, что может отпугнуть носителя информации, как и равнодушие, поскольку это не будет стимулировать позитивный динамизм в общении; c) следует избегать враждебности; d) нужно демонстрировать наличие других источников информации, интерпретирующих события иначе, чем респондент; e) нужно стимулировать желание респондента представить свой собственный взгляд на вещи f) по важным для аналитического процесса вопросам аналитику следует демонстрировать разумное упорство. IV. Кого и когда интервьюировать? Начинать с: a) тех, кто представляется богатым источником информации; b) власть предержащих, поскольку могут предоставить, прямо или косвенно, доступ к другим источникам; c) знающих людей, которые способны дать информацию, которая побудит других говорить свободнее; d) дружественных экспертов, которые повысят авторитетность исследования; e) потенциальных оппонентов в той мере, в какой они доступны. Заканчивать: a) теми, кто может оказаться враждебным или скрытым; b) теми, с кем не получается долго говорить из-за их занятости или удаленности; c) теми влиятельными политическими оппонентами, которые могут лишить доступа к другим источникам информации; d) теми экспертами, которые ориентированы на более академичный стиль. Не стоит ограничивать круг своих интересов лицами, занимающими на данный момент те или иные официальные позиции вышедшие в отставку могут быть вполне продуктивными источниками, поскольку обладают рядом преимуществ. Как правило, у них есть время на общение с вами, у них был возможность ретроспективно оценить, обдумать собственный опыт, прежние политические решения и методы их реализации, к тому же они уже не так озабочены честью мундира и сохранением лояльности организации. 16 Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какими соображениями вы будете руководствоваться, определяя круг респондентов, решая начать исследование с интервьюирования осведомленных лиц, по мало знакомой для вас проблеме?

17 2. К кому вы обратитесь для интервью в первую очередь, а к кому в последнюю? 3. Получите данные по среднему уровню доходов граждан для вашего города не менее чем из трёх разных источников. Определите, насколько они различаются и чем вызваны расхождения в оценках. 4. Составьте библиографический список и приблизительный перечень респондентов для интервьюирования в вашем городе по предметным областям: уровень политической социализации молодежи, конфликтность взаимоотношений городской и государственной администрации. Основная литература Ахременко А.С.Политический анализ и прогнозирование. М.: Гардарики, с. Боришполец К.П.Методы политических исследований. М.: АспектПресс, с. Мангейм Дж. Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, с. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. М.: Аспект Пресс, с. Туронок С.Г. Политический анализ: курс лекций. М. с. Дополнительная литература Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / А.В. Зобнин. М.: ИНФРА-М, с. Клементевич Т. Процесс принятия политических решений. В кн.: Элементы теории политики / Под ред. В.П. Макаренко. Ростов н/д. С Кривов В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти // Власть С Матвеев Р.Ф. Аналитическая политология. Саратов: Изд-во саратовского университета, с. 17

18 18 Лекция 4. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Определение объекта и предмета исследования 2. Концептуализация проблемного феномена 3. Формулирование гипотез 4. Операционализация понятий Определение объекта и предмета исследования Осуществление любого аналитического проекта предполагает предварительную выработку его программы. Программа прикладного исследования определяет основные направления приложения усилий, задает рамочную структуру, предопределяющую выбор конкретных исследовательских методов и приемов, конкретизирующую временные и ресурсные, организационные и технические параметры исследования. Программа предполагает решение следующих задач: 1. определение предмета и объекта исследования; 2. выдвижение общего концептуального объяснения интересующего феномена; 3. формулирование гипотез исследования; 4. операционализацию понятий. Задача определения предмета и объекта обусловлена проблемной ориентацией политического анализа. В качестве предмета исследования могут быть выбраны ключевые вопросы, конкретизирующие достигнутое понимание проблемной ситуации. Выбор предмета исследования так же определяется прикладным характером политического анализа. Например, в изучении процесса принятия решений государственными деятелями с целью понимания феномена лидерства, можно сосредоточить внимание на выявлении решений, способных привести к социальным кризисам и конфликтам, и на возможности их избежать. Поскольку для изучения всех потенциально важных или представляющих для клиента интерес аспектов той или иной проблемы имеется, как правило, слишком мало исследовательских ресурсов: времени, финансов, квалифицированных сотрудников в команде, необходимо сделать осмысленный выбор, выделив те из них, которые открывают возможность непосредственного воздействия на ту или иную область человеческого поведения. Наконец, решающее слияние на выбор предмета исследования оказывает присущая политическому анализу ориентация на клиента: аналитик должен решать проблему своего заказчика, заинтересованного в получении ответов на интересующие вопросы. Концептуализация проблемного феномена Определившись с объектом и предметом исследования, следует выдвинуть общее концептуальное объяснение интересующего феномена. Этот процесс предполагает идентификацию явлений, которые помогают прояснить предмет исследования и понять, почему между этими явлениями существует связь. Их принято обозначать как независимые переменные, которые предположительно воздействуют на интересующий нас феномен либо являются причиной его возникновения. Зависимая переменная, в свою очередь, испытывает влияние, является следствием либо функцией независимой переменной. Концептуальные объяснения часто оказываются более сложными конструкциями, нежели простая пара независимой и зависимой переменной. Количество задействованных переменных может расширяться по мере прояснения проблемной ситуации и обращения к различным описательным и объяснительным теориям, концепциям, моделям. Хорошая концептуализация не требует однозначности, как в теоретическом, так и в практическом плане. Хотя у исследователя и появляется искушение предпочесть ясные ответы на конкретные вопросы, в политическом анализе полезнее высветить имеющиеся противоречия, чем игнорировать их. Если клиент не узнает об этих противоречиях от аналитика, то он непременно узнает о них от политических оппонентов, а это наименее комфортный для заказчика и аналитика способ. Концептуализация предполагает различные варианты взаимовлияния переменных. Простейшая модель взаимосвязей предполагает, что независимые переменные оказывают

19 влияние на зависимую переменную независимо друг от друга. Нередко складывается ситуация, когда независимые переменные влияют друг на друга так же, как и на зависимую. НП1 НП1 НП2 НП3 НП2 ЗП; НП1 НП2 НП3 ЗП; НП3 ЗП Исследователь может предполагать, что некоторые независимые переменные имеют непосредственное воздействие на изучаемый феномен, в то время как другие опосредованное. Независимая переменная, воздействие которой имеет место первоначально, до вступления в силу остальных переменных, именуется антецедентной переменной. Соответственно, независимая переменная, испытывающая на себе воздействие антецедентной, именуется промежуточной. Если изучаемая ситуация изобилует количеством переменных, если трудно определить их "чистоту" и независимость, то вопрос о том, какие из них должны быть отнесены к антецедентным, а какие к промежуточным, решается авторским замыслом исследователя и вполне может варьироваться от одного аналитического проекта к другому, даже если предмет совпадает. Формулирование гипотез Следующий шаг в разработке программы исследования предполагает формулирование гипотез. Гипотеза это утверждение о связях между переменными, отражающих свойства изучаемого объекта. Это обоснованное предположение, которое логически вытекает из некоторой, доказавшей свою состоятельность теории, таким образом, она будет в этом случае доказана дедуктивным методом. Если же доказательство гипотезы основано на обогащении совокупности единичных наблюдений, то она сформулирована индуктивным способом. Как правило, в политических исследованиях формулируется не одна, а несколько гипотез, тогда они должны представлять единую систему, направленную на достижение цели исследования, а отдельные гипотезы соответствовать задачам исследования. Таким образом, гипотезы находятся в определенном иерархическом соотношении: выделяется гипотезаоснование и гипотезы-следствия, на основании истинности или ложности которых можно судить об истинности или ложности генеральной гипотезы. Гипотезы должны формулироваться четко, в научных понятиях, избегая множественности толкований и тавтологий. Принято выделять шесть характеристик, присущих качественно сформулированным гипотезам: a) они должны представлять собой эмпирические утверждения, т.е. представления о таких взаимоотношениях, которые имеют место в реальной жизни; b) они должны обладать качеством генерализации: объяснять достаточно распространенный, универсальный феномен, а не одно конкретное его проявление; c) они должны быть правдоподобными, т.е. содержать логически аргументированные предположения; d) они должны быть конкретными, т.е. содержать ясные и недвусмысленные термины; e) они должны быть проверяемыми, т.е. исследователь должен обладать доступом либо возможностью сбора некоторых данных и свидетельств, подтверждающих или опровергающих гипотетическое утверждение; 19

20 f) они должны быть операциональными, т.е. содержать термины и отношения, явно указывающие на предполагаемый способ проверки и характер необходимых для этого данных. Операционализация понятий На последнем этапе разработки программы исследования нужно проанализировать сформулированную систему гипотез, понять, что подразумевается под каждой используемой формулировкой, расшифровать ее и перевести на язык измеряемых показателей. В ходе этого процесса исследуемые понятия сужаются, исчезают оттенки несущественных в данном исследовании значений. Посредством такой редукции рассуждения становятся более точными, а результаты более надежными. Этот процесс называется операционализацией это преобразование или переформулировка абстрактных теоретических понятий и утверждений в конкретные переменные или зависимости (прямые или обратные), которые позволяют реально измерить то, что нас конкретно интересует. Такие переменные как пол или возраст имеют однозначные эмпирические определения и не требуют операционализации. Однако более абстрактные понятия могут потребовать достаточно трудоемкой и творческой работы. ПРОБЛЕМА Совокупность понятий внутри проблемного феномена КОНЦЕПЦИЯ Понятие "А" связано с понятие "Б" ГИПОТЕЗА Переменная "А" связана с переменной "Б" РАБОЧАЯГИПОТЕЗА Показатель "1" связан с показателем "2" ИЗМЕРЕНИЕ Значение показателя Значение показателя "1" "2" Такие переменные следует по мере возможности представлять в виде значений какойлибо из измерительных шкал, которые могут быть использованы для получения точных сведений о степени проявления данной характеристики у различных объектов. Переменная должна быть представлена показателем так, что данные, считываемые с показателя, становятся значениями, которые приписываются исследуемой переменной. Эти значения и есть то, что мы реально сравниваем, пытаясь определить истинность или ошибочность выдвинутой гипотезы относительно взаимосвязи понятий. Преобразование посредством операционализации это сведение абстрактного понятия к множеству значений, которые могут быть зафиксированы с помощью специальных измерений. Операционализация комплексных и качественных явлений и процессов (легитимность, институционализация, мобилизация, коммуникация), часто встречающихся в политико-аналитических исследованиях, представляют определенную трудность для исследователя. Не всегда можно подобрать ясные с эмпирической точки зрения, измеримые показатели, 20

Секс куни видео смотреть бесплатно
Скачать бесплатно видео про геев
Секс с 50 летними женщинами видео бесплатно
Красивое видео о природе скачать бесплатно
Скачать американская история х торрент mp4